Что такое клоакинг?

Так что такое клоакинг – добро или зло?

Среди специалистов по продвижению сайтов термин «клоакинг» стал чем-то вроде ругательства. И неудивительно: поисковые системы, такие как Google или Яндекс, прямо предупреждают о возможном блокировании всего ресурса в случае обнаружения подобных вещей. Так что большинство начинающих вебмастеров даже не пытаются как-то осмысливать эту информацию. Раз гигант поиска сказал, что за это могут наказать, значит это плохо. Однако такая позиция напоминает поведение страуса, который при малейшем признаке опасности старается спрятать голову в песок. Почему? Да потому что даже компания Google использует приемы этой технологии для обеспечения работы собственного сайта.

// О сути клоакинга

На самом деле, опасность клоакинга по большей части заключается в непонимании предмета, о котором ведется речь. Поэтому важно сначала разобраться в терминологии. Клоакинг это прием, позволяющий показывать различные версии страницы пользователю и сервису поиска. То есть поисковые роботы во время проверки сайта будут обнаруживать не те данные, которые увидит человек. Термин образовался от английского слова cloaking, которое можно перевести как «маскировка». Почему же поисковые машины считают его нарушением и всячески борются с проявлениями клоакинга?

Причина заключается в целях, для которых используется маскировка. Во многих случаях администратор ресурса просто желает обмануть поисковую систему, а точнее ее рабочих – поисковых роботов. Специальные служебные программы регулярно обновляют информацию о сайтах, которые зарегистрированы в поисковике. Для этого они загружают с сервера уже внесенную в базу данных страницу и анализируют ее содержимое. Возникает соблазн показать такому ревизору фальшивые данные, которые придутся ему по вкусу. В результате – отличные показатели оценки ресурса поисковой системой и совершенно не соответствующий ключевым словам контент. Неудивительно, что подобное применение техники клоакинга вызывает столько негативных эмоций среди пользователей, уставших бороться с постоянно «обманывающим» их поиском.

Впрочем, ограничиваться рассмотрением только одной стороны явления, по меньшей мере, неразумно. Тут уместно будет провести аналогию со змеиным ядом. Он становится смертельно опасным только в больших количествах. Встреча с ядовитым гадом нередко приводит к печальному исходу. Но в микроскопических дозах, да еще в умелых руках тот же самый яд становится прекрасным лекарственным средством, помогающим справиться с серьезными проблемами. Аналогичным образом клоакинг является мощным инструментом, в руках профессионала превращающим непопулярный сайт в уникальный и полезный для посетителей ресурс. И при этом соответствующий требованиям этики.

// Способы реализации

В клоакинге обычно выделяют несколько подвидов, каждый из которых направлен на решение определенной задачи. Все они требуют специфического взаимодействия с поисковиками. Поэтому одним из основных требований к системе клоакинга является корректное распознавание поисковых роботов. Для этого обычно используется распознавание по строке User-Agent, IP-адресу, полю Referer или иных компонентам запроса, который отправляется на сервер.

Стоит отметить, что отдельная проверка по User-Agent или полю Referer является ненадежной, поскольку эти данные очень легко меняются. С большей вероятностью определяют поисковые роботы отслеживание используемого IP-адреса. Дело в том, что большие поисковые системы обращаются к серверу с машин, адреса которых относятся к их корпоративным диапазонам. Однако подобная проверка требует специальной базы, в которой содержались бы адреса, используемые роботами поисковых систем. Поддержание такой базы в актуальном состоянии – очень трудоемкий процесс, требующий и времени, и сил. В редких случаях применяются более продвинутые алгоритмы, анализирующие поведение посетителя на сайте, однако их разработка требует значительных вложений.

С программной стороны за реализацию клоакинга обычно отвечает специальный скрипт. Он использует один или несколько методов для того, чтобы идентифицировать посетителя как поискового робота или как человека. После этого в HTML код встраивается соответствующий блок. Поисковик видит предназначенную ему информацию (обычно без лишних украшений и удобств), а пользователю предоставляется удобная и красивая страница.

// Преимущества клоакинга

Простое применение технологии ради достижения состояния «чтобы было», очевидно, не принесет успеха. Однако есть сразу несколько преимуществ, обеспечиваемых разумным применением клоакинга на сайте.

В первую очередь, к ним относятся как раз те возможности, которые послужили основой для появления названия. Маскировка позволяет скрывать от обычных посетителей оптимизированную версию страницы, которая была высоко оценена поисковой системой. Почем это так важно? В идеальном мире удачно созданная страничка вызывает рост популярности того ресурса, на котором она размещена. Увы, реальный мир намного суровее. Разработка такой страницы требует тщательного анализа и долгой упорной работы. Поэтому администраторы сайтов-конкурентов зачастую просто крадут готовый код у более трудолюбивых коллег. При помощи клоакинга можно надежно укрыть свой оптимизированный код от недобросовестной конкуренции.

Еще одно преимущество – возможность адаптировать одну и ту же страницу для посетителей из разных стран или городов. Таким образом, любой человек сможет найти наиболее подходящую для него информацию. К примеру, пользователь виртуального книжного магазина получит ссылки на книги, которые можно приобрести неподалеку от его дома. Подобное применение маскировки, несомненно, полезно.

Столь же эффективной техника клоакинга оказывается в ситуации, требующей гибкой подстройки под определенный браузер или платформу, которую использует посетитель. Мобильные устройства, смартфоны, стационарные компьютеры – все они отличаются друг от друга разрешением экрана и использующимся программным обеспечением. При помощи клоакинга можно одну и ту же страницу адаптировать для комфортного просмотра. Неважно, с какого устройства будет просматриваться сайт – он будет одинаково удобен всем.

Наконец, клоакинг позволяет сделать сайт более дружественным для поисковиков. Дело в том, что они совершенно не умеют работать с некоторыми категориями материалов. В результате выйти через тот же Google на полезный текст сайта нельзя. Конечно, если не воспользоваться клоакингом. В таком случае сервис поиска точно узнает, что есть на странице, а пользователь получит информацию в удобной форме.

Очевидно, что все указанные преимущества позволяют смело причислить клоакинг к категории этичных методов оптимизации. Ниже эти достоинства будут рассмотрены более подробно.

// Сокрытие оптимизированного текста

Оптимизация для поисковых машин требует вдумчивого подбора ключевых слов. Справиться с такой задачей могут далеко не все. В результате ценность правильно сформированного семантического ядра постоянно растет. Ведь ошибка в нем может существенно повлиять на оценку ресурса сервисом поиска. В таких условиях особенно важным становится умение скрывать собственные разработки.

Промышленный шпионаж ранее касался только сферы производства. Но сейчас его методы активно используются для получения конкурентного преимущества. Так что тот, кто не может защитить свой сайт, очень скоро обнаружит столь ценный материал на страницах иных ресурсов. Клоакинг позволяет не показывать обычным посетителям оптимизированные под требования поисковиков ключи или тексты. Иными словами, этот ценнейший элемент сайта остается в тайне. А значит, продолжает работать лишь на своего владельца. Безусловно, любой приносящий прибыль портал в таких условиях будет более выгодным.

// Оптимизация по географическому положению

Что же делать, если язык сайта используется в нескольких государствах? Например, на английском сейчас разговаривает значительная часть IT-специалистов, да и представители иных сфер деятельности частенько используют именно его. Соответственно, ссылка на одну и ту же страницу сайта будет попадаться пользователям из совершенно разных стран. И если предоставляемые услуги ориентированы на жителей Австралии, а запрос сделал человек из Канады – то ситуация становится несколько комичной. Правда, администратору ресурса в таком случае почему-то совсем не до смеха. Ведь даже если на ресурсе есть соответствующая страница, посетитель может расстроиться и просто покинуть сайт.

Вот тут-то и приходит на выручку клоакинг. С его помощью можно обеспечить выдачу пользователю тематической версии страницы, которая будет соответствовать его нуждам. Для этого скрипт клоакинга проверяет, из какого места производится запрос. Тогда посетитель из Австралии найдет услуги, которые будут актуальны именно для него, а канадец останется в привычном окружении. Иными словами, сайт будет полезен в равной мере жителям разных стран. В то же время, при отказе от клоакинга ресурс был бы бесполезным для большей части пользователей.

Очевидно, что применение клоакинга для предоставления нужного пользователю контента нацелено исключительно на защиту интересов посетителя ресурса. Альтернативным вариантом этого приема является выдача локализованной версии сайта для посетителей из разных стран. Чтение текста и усвоение нового материала на родном языке происходит значительно быстрее. А значит, пользователь, скорее всего, останется доволен ресурсом. Причина проста: в поисках информации человек, отчаявшийся найти среди оптимизированных ресурсов то, что ему действительно нужно, вбивает в поисковик запрос на иностранном языке. Увы, даже если он и находит подходящий ресурс, встает проблема адекватного перевода текста. Как тут не вспомнить о клоакинге, который моментально подменяет страницу уже готовой удобочитаемой версией?

// Оптимизация под браузер и платформу, которую использует посетитель

Браузеры, предназначенные вроде бы для одной задачи, на деле ведут себя далеко не так строго. Формально все они должны одинаково отображать одно и то же содержимое. Увы, в реальности есть некоторые отличия. Естественно, что формирование двух (или даже нескольких) версий портала под каждый браузер является весьма трудоемкой задачей. В то же время внесение незначительных правок при помощи клоакинга позволяет минимизировать затраты. Нужно обеспечить лишь включение в код соответствующих конструкций, которые будут обеспечивать корректное отображение сайта для посетителя.

С мобильными устройствами дело обстоит аналогичным образом. В зависимости от разрешения экрана, программной платформы и ряда других факторов может потребоваться существенное изменение страницы, вплоть до включения или исключения отдельных элементов дизайна. Все эти вопросы позволяет решить грамотное внедрение клоакинга.

// Оптимизация типов контента

Оптимизация по типу контента также становится все более востребованной. Сейчас поисковые машины не могут самостоятельно извлекать информацию из анимированных Flash-роликов или графических изображений. Облегчающий жизнь пользователю AJAX тоже остается для них тайной за семью печатями. То есть поисковик попросту не в состоянии правильно определить, что находится на портале. Клоакинг помогает «объяснить» поисковому сервису, что сайт действительно полезен для посетителей. Безусловно, пользователи ресурса будут благодарны за заботу об их нуждах.

// Заключение

Так что такое клоакинг – добро или зло? Очевидно, что польза от его использования для улучшения взаимодействия пользователя и сайта перевешивает негативные моменты. Особенно с учетом простого факта: известные во всем мире ресурсы активно его используют. И именно это притягивает к ним все новых и новых посетителей. Отказываться от применения клоакинга только из опасений перед поисковой системой – неразумно. А вот сделать свой сайт приятным и для поисковиков, и для людей действительно стоит. Тем более что хороший скрипт для клоакинга можно приобрести по подписке сразу для нескольких ресурсов.

http://seblocker.ru/ru/product